История стадиона

ОСК "Металлист"

В 1925 году о заброшенном пустыре практически в центре города вспомнили руководители Харьковского райкома Союза Металлистов и решили построить на его месте стадион. Личное указание о начале работ по строительству дал член ЦК РКП (б) Анастас Микоян. Да и без указки свыше было ясно, что молодая столица Советской Украины остро нуждается в такой новостройке: харьковчане с нетерпением ждали появления в городе настоящего, просторного и удобного современного стадиона, позволяющего проводить разнообразные соревнования и спортивные праздники. Преимуществом месторасположения арены было и то, что практически вплотную к ней подходила трамвайная линия. И 12 сентября 1926 года, как сообщил в своем октябрьском номере журнал "Вестник физической культуры", стадион в торжественной обстановке был открыт. Он сразу же получил звучное название "Металлист".

Быть может, с его открытием несколько поторопились, ведь единственная западная трибуна еще стояла в лесах. И все же, нам остается лишь завидовать невиданным темпам и неподдельному энтузиазму тех безвозвратно ушедших лет.

"... Харьковские металлисты праздновали открытие своего нового стадиона, – писал журнал, – являющегося лучшим на Украине. В результате напряженной работы вырос грандиозный стадион, где все рабочие Петинки, и в первую голову металлисты, смогут теперь найти разумное развлечение, отдых и укрепить свое здоровье. Более 8000 зрителей собрались на открытие и среди них зарубежные гости: делегации английских горняков и голландской молодежи.

По звуку спортивной сирены на стадион выходят более 500 физкультурников-металлистов "всех родов спортивного оружия".

От имени Харьковского райкома металлистов т.Соловьев объявляет стадион открытым, т.т. Высочиненко (ЦК КП(б)У), Буценко (ВУЦИК), Гаврилин (ОкрИК), Рабичев (ВУСПС), Блях (ВСФК), Кролевецкий (Донбасс), Дымен (голландская молодежь) и другие приветствуют металлистов, отмечая большое значение стадиона как физкультурного центра.

После приветствий началась спортивная программа, где металлисты наглядно показали разносторонность своей работы. После массовых вольных упражнений проведен бег на 60, 100 и эстафета 4х100 м, где 2-й команде "Металлист" удалось установить новое высшее всеукраинское достижение. Очень интересно прошло перетягивание каната, привлекшее внимание зрителей. На смену затем пришли бесшумные велосипедисты, показав для начала на треке очень хорошие результаты. День закончился футбольным матчем "Металлист" (Харьков) – Днепропетровск (сборная). Результат 2:2".

В исходном варианте стадион располагал нестандартной (450 м) и не самой ровной беговой дорожкой, поэтому основные официальные легкоатлетические соревнования пока что чаще проходили на "Красном железнодорожнике" (на Ивановке). Зато вокруг дорожки "Металлиста" располагался единственный в городе асфальтированный велотрек с пологими виражами. В послевоенные годы он прекратил свое существование, а единственным напоминанием о нем были до недавнего времени первые ряды трибун вокруг поля, имевшие отличную от остальных рядов покатость.

Полностью объект был готов только к концу мая 1927 года, и тогда на стадионе состоялся повторный, более пышный праздник открытия. Под западной трибуной начали действовать спортивные залы, позволявшие проводить тренировки и соревнования по гимнастике, борьбе, тяжелой атлетике, боксу и другим видам спорта. С того времени "Металлист" стал главной украинской футбольной ареной.

В 1933 году "Металлист" подвергся первой реконструкции, в ходе которой западная трибуна была расширена до 6 тысяч мест. Напротив нее была сооружена восточная трибуна на 5 тысяч мест, внутри которой размещался зал для массовой физкультурной работы, где можно было ознакомиться с новинками спортивной периодики, рядом находились помещения для хоккеистов, раздевалки, грелка и кафе. На территории стадиона были поставлены фигуры физкультурников, сделаны скульптурные барельефы, вазы с цветами, высажены кусты и деревья.

В довоенные годы стадион дважды менял свое название. Сначала его переименовали в стадион "ХПЗ", в честь завода, который взял над ним шефство. Затем он получил название "Зенит". В 1941 году паровозный завод был эвакуирован за Урал, где он наладил выпуск легендарных танков Т-34. А жизнь на стадионе,тепер с названим "Трактор", замерла…

Война не пожалела стадион. Обе его трибуны были практически полностью разрушены. Восстановление футбольной арены началось только в 1949 году. А уже с 1950 года на стадионе стали проводить матчи чемпионата СССР. Тогда стадион назывался "Дзержинец", с 1956 года – "Авангард", а в 1963 году вернул свое первое название – "Металлист".

В середине 60-х годов прошлого столетия было принято решение о реконструкции спортивного комплекса. Работы начались в 1966 году. Был сооружен гигантский козырек над западной и северной трибунами. Кроме того, впервые в Советском Союзе была оборудована дренажная система, а через некоторое время был выращен великолепный газон, лучший по качеству в СССР.

Работы по реконструкции стадиона продолжались до 1974 года, но так и не были завершены. Некоторые конструктивные элементы были доработаны в период с 1982 по 2004 год, но капитальную реконструкцию "Металлиста" не проводили более 30 лет.

А в 2007 году проекты по модернизации спортивной инфраструктуры Харькова, благодаря приходу в ФК "Металлист" Александра Ярославского, обрели новое звучание и новую миссию – обеспечить Украине право принять Евро-2012 в паритетном с Польшей формате "4х4". Была заново отстроена восточная трибуна, и в мае 2008 года стадион впервые принял финал Кубка Украины по футболу.

5 декабря 2009 года "Металлист" был торжественно открыт после грандиозной реконструкции, а совсем недавно на стадионе появился новый, сверхсовременный газон. Сегодня стадион "Металлист" является предметом гордости и любви всех харьковчан, принимает матчи высшего уровня, еврокубки и матчи национальных сборных, и по праву считается одним из лучших стадионов не только в нашей стране, но и во всей Европе.